Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Тема 6 основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Здоровый образ жизни студента подразумевает
регулярное выполнение оптимального
двигательного режима с использованием
таких наиболее распространенных средств
физической культуры и спорта, как
утренняя гигиеническая гимнастика,
ритмическая гимнастика, оздоровительная
ходьба, оздоровительный бег, загородные
прогулки, однодневные туристические
походы и т. п.

Чтобы оценить физические качества
(силу, быстроту и выносливость) можно
пользоваться основными нормативами
кафедры и их оценочными критериями.
Динамика этих качеств в течение учебного
года вызывает несомненный интерес.

Их общеоздоровительное воздействие
известно, но пользоваться ими нужно
весьма осторожно с учетом физической
подготовленности и состояния здоровья
организма. Поэтому в самостоятельных
занятиях их применение должно быть
регламентировано основными методическими
особенностями воздействия на организм.

Рассмотрим более подробно некоторые
из средств физической культуры и спорта.

Утренняя гигиеническая гимнастика.Должна быть обязательным атрибутом в
режиме дня каждого студента. Ее
целесообразно проводить по 10–15 мин с
использованием 6–9 упражнений. Число
повторений зависит от степени сложности
упражнений и варьируется в пределах от
6 до 12 раз.

При построении комплекса следует
исходить из следующих рекомендаций.

1. Последовательность упражнений: ходьба
на месте или в движении; упражнения на
потягивание; упражнения с наклонами
вперед, в стороны, с поворотами туловища
вправо и влево; упражнения на силу мышц
рук (сгибание и разгибание рук в упоре
или висе); упражнения на растягивание
(махи ногами в различных направлениях);

упражнения для укрепления мышц брюшного
пресса (поднимание ног, туловища из
положения лежа на спине или сидя на
полу, стуле); упражнения для развития
мышц ног (подскоки то на одной, то на
другой ноге, прыжки на месте на обеих
ногах, приседания); упражнения
успокаивающего характера (ходьба,
потягивание).

2. При наклонах, приседаниях и других
упражнениях, сопровождающихся силовым
напряжением и сужением грудной клетки,
делают выдох, при выпрямлениях – вдох.

3. Упражнения следует выполнять с
постепенным нарастанием нагрузки.

4. Необходимо сочетать силовые упражнения
с упражнениями на растягивание и
расслабление.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

5. После выполнения комплекса применяются
водные процедуры.

6. Через каждые 1–2 недели комплекс
следует менять.

Ритмическая гимнастика.Данная
форма занятий физическими упражнениями
представляет собой вид высокой физической
активности. Особенностью занятий
ритмической гимнастикой является
включение в активную двигательную
систему большого количества мышечных
групп. Движения выполняются динамично,
свободно, плавно, выразительно и
эмоционально. Ведущим и необходимым
фактором в занятиях является музыка,
которая в решающей степени формирует
ритм движения.

В ритмическую гимнастику включаются
следующие группы упражнений: для мышц
рук, ног, туловища и шеи; на напряжение
и расслабление мышц конечностей и
туловища; на общую координацию;
объединяющие упражнения для конечностей
и туловища.

Для того чтобы достигнуть большего
эффекта, необходимо придерживаться
следующих методических указаний: при
выполнении любого упражнения быть
предельно внимательным; движения
выполнять с оптимальной амплитудой;
избегать быстрых и резких движений при
расслабленном положении суставов;
избегать излишнего перенапряжения
спины и резких движений шеей и головой.

Прежде чем приступать к самостоятельным
занятиям ритмической гимнастикой,
желательно просмотреть ее демонстрацию
по телевидению и обратить внимание на
наличие в занятиях сочетаний быстрого
и медленного выполнения движений,
упражнений на восстановление дыхания,
контроля частоты сердечных сокращений
и ее регулировкой.

Оздоровительная ходьба.Является
естественным движением человека.
Особенно ценно ее воздействие на
циркуляцию крови в нижних конечностях
и на поддержание оптимального тонуса
в их мышечной и сосудистой системах.
Оздоровительное воздействие ходьбы
можно регулировать за счет темпа,
продолжительности и расстояния.

Темп ходьбы – число шагов в единицу
времени. В зависимости от индивидуальных
особенностей темп ходьбы различен.
Прежде всего он зависит от длинны шага.
Средняя длина шага равна 70 – 100 см. При
такой длине средний темп находится в
пределах 80 – 120 шаг/мин.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

очень
медленная 60–70 шаг/мин или 2,5–3 км/ч

медленная 70–90 шаг/мин или 3–3,5 км/ч

средняя 90–120
шаг/мин или 4–5,5 км/ч

быстрая 120–140 шаг/мин или 5,5–6,4 км/ч

очень быстрая более 140 шаг/мин или свыше
6,5 км/ч.

Примерная программа распределения
нагрузки для начинающих, предложенная
В.В. Уховым (1985), приведена в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Неделя

Количество
шагов/мин

Продолжительностьходьбы, мин

Примерное
расстояние,
км

Частота
в
неделю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

80

85

90

90

90

95

95

100

100

100

30

45

45

50

55

55

55

55

60

60

1,8

2,7

3,3

3,4

3,7

3,8

3,8

4,1

4,4

4,5

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

В течение занятия можно чередовать
скорость ходьбы. Например, в начале
медленная ходьба (10 мин), затем быстрая
(15–20 мин) и снова медленная (10 мин). В
заключение – общеразвивающие упражнения
успокаивающего характера в сочетании
с самомассажем мышц ног.

нога ставится на грунт с пятки на носок.
Делается своеобразный перекат стопы с
активным отталкиванием пальцами ног и
переносом тяжести на внешний свод стопы;

стопа ставится вдоль по прямой линии,
мысленно проведенной между сомкнутыми
ступнями. Носки ног в стороны не разводить;

туловище прямое, голову держать прямо,
плечи развернуты и опущены, мышцы
плечевого пояса расслаблены;

руки слегка согнуты в локтях, кисти рук
расслаблены. При активной работе рук
(в зависимости от темпа ходьбы) необходимо
подключать в движение лопатки;

https://www.youtube.com/watch?v=6KkjnEmm7AI

при ходьбе не участвующие в работе мышцы
предельно расслаблены, движение ног
плавное, шаг пружинистый.

Оздоровительный бег. Как и ходьба, –
наиболее доступное средство физической
тренировки. При правильной методике
использования помогает укреплять
здоровье, физическую и функциональную
подготовленности организма.

Для начальной подготовки можно
воспользоваться рекомендациями К.
Купера (1979), приведенными в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Неделя

Дистанция,
км

Время,
мин

Частота
в неделю

1

2

3

4

5

6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

13,30

13,00

15,45

11,45

11,00

10,30

2

2

2

2

2

2

После завершения программы провести
12-минутный тест. По результатам теста
определите степень своей подготовленности
(табл. 6.1). Если она стала выше, увеличьте
дистанцию пробега до 2,4 км, что соответствует
6 кругам по стадиону. Фиксируя время
пробегания, программу следующих 6 недель
тренировок составьте самостоятельно,
взяв за основу программу табл. 6.3.

руки во время бега должны быть согнуты
в локтях и свободно двигаться около
туловища строго вперед-назад;

туловище держится прямо, чуть наклонено
вперед, плечи опущены, положение
регулируется за счет наклона головы (в
зависимости от скорости бега);

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

кисти рук расслаблены, большие пальцы
кверху, ладони внутрь;

постановка ноги на грунт осуществляется
с наружного свода стопы с последующим
перекатом ее на переднюю часть;

не рекомендуется выбрасывать голень
ноги и стопу слишком далеко вперед;

бегать на носках нецелесообразно;

во время бега старайтесь держать ноги
ближе к линии, проведенной условно между
ногами.

Санитарные и гигиенические требования.Для успешных занятий оздоровительной
ходьбой и бегом большое значение имеет
удобная спортивная обувь: кроссовки,
кеды, полукеды (в зависимости от
климатических условий). Гимнастические
тапочки, различные ботинки на низком и
высоких каблуках для занятий непригодны,
так как вызывают излишнее напряжение
мышц голени и ахиллового сухожилия,
усложняют технику передвижения.

Желательно, чтобы подошва спортивной
обуви была достаточно мягкой и высокой,
хорошо амортизировала. В снег и дождь
наиболее надежна обувь с рифленой
подошвой. Для того чтобы уберечь ноги
от мозолей, целесообразно надевать две
пары носков. В жаркие летние дни желательно
пользоваться легким головным убором,
который хорошо предохраняет от солнечного
и теплового ударов.

Занятия физическими упражнениями
являются очень сильным средством
изменения физического и психического
состояния человека. Правильно
организованные занятия укрепляют
здоровье, улучают физическое развитие,
повышают физическую подготовленность
и работоспособность.

Вместе с тем необходимо понимать, что
бесконтрольное и бессистемное
использование средств физической
культуры неэффективно, а в некоторых
случаях может нанести непоправимый
вред здоровью. Исключить все условия,
при которых может иметь место отрицательное
воздействие занятий физическими
упражнениями, спортом, призваны
мероприятия контроля над занимающимися
и самоконтроля самих занимающихся
физической культурой.

Диагностика состояния организма при
занятиях физической культурой включает
в себя различные виды контроля: врачебный,
педагогический и особое место занимает
самоконтроль.

Строение

Это замкнутый комплекс трубок, обеспечивающий питание органов и удаление из них продуктов обмена. Его составные элементы:

  • Кровь;
  • Сердце;
  • Звено макроциркуляции — артерии и вены;
  • Звено микроциркуляции — капилляры.

Это четырехкамерный насосный орган, анатомически поделенный на верхнюю и нижнюю части, содержащие предсердные и желудочковые камеры соответственно. По функциям в сердце различают две половины:

  • Левую – участвующую в кровоснабжении тканей;
  • Правую – участвующую в газообмене.

Сердце – это трехслойный орган. Выделяют следующие его слои изнутри наружу:

  1. Эндокардиальный, образующий клапаны;
  2. Миокардиальный, обеспечивающий сокращения;
  3. Эпикардиальный, покровный.

Сердце заключено в защитную соединительнотканную сумку – перикард. У органа различают длинник, равный примерно 14-16 см, и поперечник, равный 12-15 см. Средняя масса равна приблизительно 250-380 г.

У здорового человека величина и форма сердца повторяют размер и форму сжатой в кулак кисти.

Сердечно-сосудистая система (ССС) – важный составляющий компонент организма, который наделен многофункциональной структурой. Ее строение имеет в составе органы, которые представляют огромное значение для жизни. Среди них имеется сердце и кровеносные сосуды – вены, артерии, капилляры. Они производят транспортировку крови в организме.

Главным элементом ССС является сердце, оно обеспечивает полноценный процесс движения жидкостей. К вспомогательным относят сосуды, они доставляют последные элементы и кислород в структуру клеток. За счет этого организм получает элементы, которые требуются для поддержания жизни:

  • полезные вещества;
  • гормональные компоненты;
  • витамины;
  • минералы.

3.1. Понятие «здоровье», его сущность и критерии

Важнейшей ценностью для человека
является здоровье: «Когда нет здоровья,
молчит мудрость, не может расцвести
искусство, не играют силы, бесполезно
богатство и бессилен ум» (Геродот).

Строение сердца

В Уставе Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье
– это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезни или
физических дефектов».

Вполне очевидно, что уровень здоровья
человека в результате его взаимодействия
с окружающей средой постоянно колеблется;
здоровье – это одинамический атрибут
жизни человека: когда он заболевает, то
уровень его здоровья понижается (иногда
до нуля – смерть), когда человек
выздоравливает – уровень здоровья
повышается.

Понятия «здоровье» и
«болезнь» тесно связаны друг с другом.
Казалось бы, они противоположны: крепкое
здоровье – отсутствие болезней, и
наоборот. Однако все гораздо сложнее.
Измерить болезнь и здоровье трудно,
границу между ними провести практически
невозможно. Абсолютное здоровье и
абсолютная болезнь немыслимы, между
ними существуют разнообразные формы
связей и взаимных переходов.

Практическая медицина выделяет три
основных состояния человека.

Здоровье– состояние оптимальной
устойчивости организма (адаптация
удовлетворительная).

Предболезнь– состояние с возможным
развитием патологического процесса в
организме и снижением резервов адаптации.

Болезнь– процесс, проявляющийся
в виде клинических (патологических)
изменений в состоянии организма человека
(срыв адаптации).

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

В настоящее время уровень здоровья
населения в целом рассматривается как
показатель уровня развития общества и
по рекомендации ВОЗ характеризуется
показателями: рождаемости и смертности
(общей, младенческой, детской, материнской),
продолжительности жизни, а также
показателями инфекционной заболеваемости,
дистрофии вследствие хронического
недоедания, числа абортов и т. д.

Сущность здоровья – это жизнеспособность
индивида, а уровень этой жизнеспособности
желательно определять количественно.
На необходимость такой количественной
оценки не раз указывал известный хирург,
академик Н.А. Амосов. По его мнению,
количество здоровья можно определять
как сумму резервных мощностей основных
функциональных систем.

Эти резервные
мощности можно характеризовать так
называемым коэффициентом резерва,
который представляет собой соотношение
максимального проявления функции к ее
нормальному уровню (уровню покоя).
Возьмем сердце и предположим, что его
минутный объем (объем крови в литрах,
выбрасываемый в одну минуту) в покое
составляет 4 л, а при самой энергичной
физической работе – 20 л, значит
«коэффициент резерва» – 5.

Когда сердце
дает 4 л/мин – этого достаточно, чтобы
обеспечить кислородом организм только
в покое. Но при необходимости оно может
дать и 20 л/мин и обеспечить доставку
кислорода мышцам, выполняющим тяжелую
физическую работу, следовательно, и в
этих условиях сохранится качественное
условие здоровья – нормальные показатели
насыщения крови кислородом.

Теперь представим себе детренированное
сердце. В покое оно тоже дает 4 л/мин, но
его максимальная мощность всего 6 л. И
если человек с таким сердцем вынужден
будет выполнять тяжелую нагрузку,
требующую, допустим, 20 л, то уже через
несколько минут ткани окажутся в условиях
тяжелого кислородного голодания.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Учитывая, что уровень здоровья зависит
от «резервных мощностей» или, как
говорят, «резервов адаптации организма»,
сегодня для определения его уровня
используются различные методы нагрузочного
тестирования с оценкой ответных реакций
организма (определение максимального
потребления кислорода, индекс гарвардского
степ-теста, PWC– 170 и т.
д.). Для оценки здоровья в настоящее
время стало возможным применение
различных оценочных компьютерных
программ.

Сосуды

Выделяют следующие основные функции:

  • Насосная;
  • Питательная;
  • Транспортная;
  • Обменная;
  • Эндокринная;
  • Дыхательная.

Таким образом, сердце и сосуды несут на себе задачу полного жизнеобеспечения организма.

Ни одна ткань и ни один орган тела не могут развиваться без постоянного правильного кровоснабжения.

Все органы тела чрезвычайно чувствительны к кислородной недостаточности. Если кислород перестает доставляться в ткань, достаточно пяти минут для ее омертвления.

Синдром, при котором от кислородной недостаточности умирает часть органа, носит название «инфаркт» — инфаркт миокарда, инфаркт легкого, почки и т. д. Специфическое название имеет инфаркт мозга – инсульт.

В кровеносной системе важную роль выполняют сосуды, они переносят кровь и доставляют ее во внутренние органы и ткани. Они бывают разного типа и размера.

В ССС входят разновидности сосудов:

  • артериолы. Это артерии с небольшим диаметром, он составляет 300 мкм. Они предшествуют капиллярам;
  • венулы. Это вены, которые примыкают прямо к капиллярам. За счет них осуществляется транспортировка крови с низким уровнем кислорода к зоне с крупными венами;
  • капилляры. Они считаются мелкими кровеносными сосудами, в диаметре — 8-11 мкм. В них протекает метаболизм кислорода и полезных элементов. В этом процессе участвует интерстициальная жидкость внутренних органов и тканей;
  • артериоло-венозные анастомозы. Они являются соединительными элементами, которые производят транспортировку крови из артериол в область венул.

Тема 5 общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Эффективность использования людьми
физических упражнений зависит как от
организации педагогического процесса,
так и от уровня материального и научного
обеспечения, совершенства органов
руководства и контроля. Целенаправленное
взаимодействие всех этих частей и
создает ту целостную социальную
организацию, которая называется системой
физического воспитания.

Физическое воспитание– это
специально организованный и управляемый
педагогический процесс, специфика
которого заключается в обучении
двигательным действиям и развитии
физических качеств человека, совокупность
которых в решающей мере определяет его
здоровье, телосложение, физическую
работоспособность, двигательные
способности.

Методические принципы физического
воспитания– это наиболее важные
положения, отражающие общие закономерности
воспитания.

Принцип сознательности и активности
раскрывается в следующих требованиях:
осмысленное отношение и устойчивый
интерес к цели и конкретным задачам
занятий; сознательный анализ, самоконтроль
и рациональное использование сил при
выполнении физических упражнений;
инициативность, самостоятельность и
творческое отношение к заданиям.

Принцип наглядности: необходимая
предпосылка освоения движений;
неотъемлемое условие совершенствования
двигательных навыков, развития физических
способностей. Преимущественное место
среди способов наглядного обучения на
первых порах занимают те, которые
обеспечивают формирование зрительных
образов.

Принцип доступности и индивидуализации:
определение меры доступного означает
полное соответствие возможностей и
трудностей; преемственность физических
упражнений (от освоенного к неосвоенному);
постепенность в переходе от одних
заданий к другим (от простого к сложному,
от легкого к трудному);

Принцип систематичности: непрерывность
процесса физического воспитания и
оптимальное чередование нагрузок с
отдыхом; сочетание повторяемости и
вариативности; последовательность
занятий и взаимосвязь между различными
сторонами их содержания.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Принцип постепенного повышения
требований (динамичности): необходимость
регулярного обновления заданий с общей
тенденцией к росту нагрузок; нагрузки
должны быть посильны для занимающихся;
динамика нагрузок должна характеризоваться
постепенностью. Ни один из указанных
способов не может быть полностью
реализован, если игнорируются другие.
Лишь на основе единства принципов
достигается наибольшая действенность
каждого из них.

Метод физического воспитания– это
разработанная с учетом педагогических
закономерностей система действий
педагога (преподавателя, тренера),
целенаправленное применение которых
позволяет организовать определенным
способом теоретическую и практическую
деятельность занимающегося, обеспечивающие
освоение им двигательных действий и
направленное развитие физических
качеств.

1) направленные на овладение знаниями
в области физической культуры;

2) способствующие овладению техникой
двигательных действий;

3) развивающие физические (двигательные)
качества.

В первую группу входят методы,
предусматривающие устную передачу
информации.Устное изложение при
обучении движениям осуществляется в
виде рассказа, беседы, объяснения,
описания и других форм речевого
воздействия.

Рассказ – это изложение событий в
повествовательной форме. Беседа
представляет собой вопросно-ответную
форму овладения учебным материалом.
Разновидностью беседы является разбор,
широко используемый при анализе
каких-либо явлений, процессов, событий.
Описание – это подробный перечень
признаков, особенностей изучаемого
упражнения.

Во вторую группу входят методы
наглядного восприятия, обеспечивающие
зрительное и слуховое восприятие
изучаемого движения: показ и звуковая
световая сигнализация. Показ двигательного
действия является наиболее специфическим
методом обучения двигательным действиям.
Демонстрация наглядных пособий создает
дополнительные возможности для восприятия
двигательного действия с помощью
предметного изображения.

Звуковая и световая сигнализации создают
необходимые слуховые и зрительные
ориентиры для начала и окончания действия
(движения), задают определенный темп и
ритм движений, направление, амплитуду
и т.д.

На базе специальных знаний и в результате
многократного выполнения двигательных
действий происходит возникновение
двигательных умений и навыков,
характеризующих разный уровень
способностей владения действием.

Методы наглядного восприятияобеспечивают зрительное и слуховое
восприятие изучаемого действия. Показ
двигательного действия является наиболее
специфичным методом обучения. Демонстрация
наглядных пособий создает дополнительные
возможности для восприятия двигательного
действия с помощью предметного
изображения.

Следует выделить три основных категории
методов освоения и совершенствования
двигательных действий: целостного и
расчлененного упражнения; облегчения
и усложнения условий выполнения
упражнения; упражнения при различных
состояниях организма обучаемых.

Методы расчлененного обученияпредполагают разучивания упражнения
по частям с последовательным объединением
их по мере освоения в целостное действие.

Этот метод применяется в следующих
случаях: при изучении координационно-сложных
двигательных действий, когда нет
возможности изучить их полностью; если
упражнение состоит из большого числа
элементов органически мало связанных
между собой; если упражнение производится
так быстро, что при целостном выполнении
нельзя изучить и усовершенствовать его
отдельные части;

Методы целостного обученияосновываются на том, что с самого начала
движения осваиваются в составе той
целостной структуры, которая типична
для данного действия (прыжка, метания).
Этот метод преимущественно используется:
при разучивании наиболее простых
упражнений; при изучении некоторых
сложных действий, которые с методической
точки зрения целесообразно изучать по
частям; при закреплении и совершенствовании
двигательных умений и навыков.

Процесс становления двигательных
навыков протекает по фазам (стадиям), в
соответствии с которыми можно выделить
ряд относительно завершенных этапов
обучения отдельному двигательному
действию. Условно различают три этапав построении процессаобучения
движениям: 1) начальное разучивание;
2) углубленное, детализированное
разучивание; 3) закрепление и дальнейшее
совершенствование двигательного
действия.

Целью 1-го этапа обучения является
изучение основы техники двигательного
действия, формирование умения выполнять
его в «грубой» форме; 2-го – довести
первоначальное владение техникой
действия до относительно совершенного;
3-го – обеспечить совершенное владение
техникой действия в соревновательных
условиях.

Длительность этапа начального обучения
зависит от характера упражнения, его
координационной сложности, ритма.
Начальное разучивание техники движений
обеспечивается широким комплексом
методов и приемов: собственно наглядной
демонстрации техники упражнения,
ориентирования и др. Наиболее трудоемким
является 2-й этап обучения. Чтобы
достигнуть относительного совершенствования
техники движений, потребуется сравнительно
большое число повторений упражнений.

Двигательное умениехарактеризуется
такой степенью владения техникой
действия, которая отличается повышенной
концентрацией внимания на составных
операциях и нестабильных способах
решения двигательной задачи.

Двигательный навыкможно
охарактеризовать как такую степень
владения техникой действия, при которой
управление движениями происходит
автоматически, и действия отличаются
высокой надежностью.

Структура методов направленного
развития физических качествопределяется
в значительной мере особенностями
избираемого способа регулирования
нагрузки и отдыха. Таким образом, такие
компоненты нагрузки, как длительность,
интенсивность, количество повторений
упражнений, продолжительность и характер
отдыха имеют существенное значение для
характеристики методов направленного
развития физических качеств.

Равномерный методхарактеризуется
тем, что физическое упражнение выполняется
непрерывно в течение длительного времени
с постоянной интенсивностью (25–75% от
максимальной), стремясь сохранить
постоянный темп, ритм, величину усилий
и амплитуду движений. Равномерный метод
применяется в основном в упражнениях
циклического характера (бег, передвижение
на лыжах, гребля, плавание).

Задачи,
решаемые таким методом, следующие:
развитие общей и силовой выносливости,
повышение экономичности движений,
воспитание волевых качеств. В зависимости
от характера физических упражнений,
физической подготовленности, частота
пульса при использовании равномерного
метода колеблется в пределах 130–170
уд/мин.

Недостатками равномерного метода
является быстрая адаптация к нему
организма и снижение тренирующего
эффекта. Непрерывная длительность
работы с постоянной интенсивностью
приводит к тому, что со временем
вырабатывается некоторый привычный
стандартный темп движений, а следовательно,
и невысокая скорость передвижения.

Вены

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Вены – это крупные сосуды. Они производят транспортировку крови от зоны с периферическим кровообращением к сердечной мышце. Если сравнивать вены с артериальными сосудами, то у вен стенки имеют не плотную структуру. У них не имеется гладкомышечных волокон.

Вены, которые находятся в большом круге кровообращения, производят сбор крови с высоким содержанием двуокиси кислорода, продуктов обмена веществ, гормонов желез внутренней секреции и других веществ. Они доставляют ее в область правого предсердия от органов и частей тела. А вот вены малого круга обеспечивают отток крови с высоким уровнем кислорода и переносят ее из дыхательной системы в зону левого предсердия.

Система воротной вены обеспечивает осуществление важных процессов для организма. Она производит передачу в общий кровоток пищевых волокон, которые всасываются в желудочно-кишечном тракте.

Артерии

Артерии являются полыми трубками с эластичной структурой. Они производят транспортировку крови от сердца к периферической системе. Стенки обладают толстой и плотной структурой, которая образована из нескольких слоев: из мышечных, эластичных, коллагеновых тканей.

Артерии изменяются в диаметре в соответствии с циркулирующей в них жидкости. Они пропускают много крови с высоким содержанием кислорода. Далее она распространяется по внутренним органам организма.

У аорты выделяют следующие важные компоненты:

  • восходящий отдел. Он дает начало для коронарных артерий, которые подпитывают сердце;
  • дуга аорты. В ней располагаются крупные артериальные сосуды. Они обеспечивают питание органов в голове, шее, в зоне верхних конечностей;
  • нисходящий отдел. Он имеет зоны двух видов — грудную и брюшную.

Круги кровообращения

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Это замкнутые пути сосудистого движения крови. Существует два круга кровообращения, начинающих функционировать вскоре после рождения:

  • Большой круг связывает сердце со всеми органами, обеспечивая обмен веществ;
  • Малый круг охватывает только легкие и является главным звеном жизненно важного процесса — газообмена.

Кровообращение начинается с сокращения миокарда, а газообмен – со вдоха.

Большой круг

Сокращение левожелудочковой камеры способствует выбросу крови в аорту. Ветви аорты разносят ее по всем тканям, разветвляясь вплоть до капилляров.

Здесь кровь отдает органам питательные молекулы кислорода, белков, жиров и углеводов. Обогащаясь от них углекислым газом, она становится венозной и поступает в вены.

По мере приближения к сердцу вены объединяются во все более крупные сосуды, пока не образуют два последних венозных ствола — «полые вены». Из них кровь поступает в правую предсердную камеру и спускается в одноименный желудочек.

Малый круг

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Из правожелудочковой камеры кровь продвигается до легочного ствола, делящегося на две ветви: правую (идет в правое легкое) и левую (идет в левое легкое). Посредством выдоха из легких удаляется углекислый газ.

Наступает вдох. Кровь снова обогащается кислородом и движется в левую половину сердца. Левый желудочек сокращается – и весь цикл повторяется снова.

Нормальные значения

  • Время движения крови (одного цикла кровообращения) в норме занимает 25-30 секунд;
  • Полный сердечный цикл происходит за 0.8 секунд, из которых 0.45 секунд приходится на сокращение, и 0.35 секунд – на расслабление;
  • Число сердечных сокращений в норме составляет 60-80 ударов в минуту;
  • Среднее количество дыхательных движений в норме равняется 12-16 в минуту. При этом у большинства людей выдох в два раза короче вдоха;
  • За один вдох легкие поглощают примерно 500 мл воздуха (100 мл кислорода).

Сердце – это орган, который не работает беспрерывно. Ровно половину своей жизни сердце отдыхает, а органом, который работает без остановки, является головной мозг.

У людей в кровеносной системе движение крови производится в определенной последовательности. Она проходит круги, которые могут быть большим и малым. При этом каждый из них обладает некоторыми отличительными нюансами:

  • малый круг производит транспортировку крови от сердечной мышцы к органам дыхания. Его начало идет от области с правым желудочком, легочного ствола, а оканчивается зоной с левым предсердием с легочными венами и артериями;
  • большой — выполняет соединение сердца с остальными составляющими частями тела. Он начинается от аорты, которая находится в области левого желудочка. Благодаря ему происходит образование вен в правом предсердии.

В малом круге при кровообращении создается давление, которое насыщает кровь кислородом. В нем при помощи легочных капилляров выводится углекислый газ.

6.1. Управление занятиями

Приступая к самостоятельным занятиям
с использованием различных средств
физической культуры и спорта, необходимо
ознакомиться со специальной методической
литературой, пройти обязательный
медицинский осмотр с исследованием
сердечно-сосудистой системы и
посоветоваться с врачом о возможных
нормах физической нагрузки. Направленность
занятий может быть: гигиеническая,
общеподготовительная,
оздоровительно-воспитательная, лечебная.

С учетом направленности занятий и
ставится условная цель, достижение
которой предполагается через год или
более длительный промежуток времени.
Для достижения этой цели составляется
индивидуальный план самостоятельных
занятий, в содержание которого входят:
средства тренировочных занятий
(физические упражнения из гимнастики,
легкая атлетика, спортивные игры и т.
п.), объем (количество занятий в месяц и
время, затраченное на них) и интенсивность
(ЧСС за 10 с).

Эффективность тренировочных занятий
легче анализировать, если вместе с
учетом ведется и дневник самоконтроля,
что позволяет корректировать план.
Рекомендуется проводить предварительный,
текущий и итоговый учет по следующей
форме (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Давление
крови

Артериальное
давление измеряется двумя цифрами.
Систолическое, или максимальное,
давление соответствует выбросу крови в
аорту; диастолическое, или минимальное,
давление соответствует закрытию
аортального клапана и расслаблению
желудочков. Эластичность крупных
артерий позволяет им пассивно
расширяться, а сокращение мышечного
слоя – поддерживать поток артериальной
крови во время диастолы.

Потеря
эластичности с возрастом
сопровождается повышением давления.
Кровяное давление измеряется при помощи
сфигмоманометра, в миллиметрах рт. ст. У
взрослого здорового человека в
расслабленном состоянии, в положении
сидя или лежа систолическое давление
составляет примерно 120-130 мм рт. ст.

Кровеносная система у каждого человека обязательно имеет постоянное регулирование кровяного давления. При сокращении левого и правого желудочка кровоток становится пульсирующим. Это можно почувствовать на любой крупной артерии, но часто на области запястья.

Давление бывает артериальным, внутричерепным и внутриглазным. Каждый вид обладает некоторыми особенностями и важными качествами.

Артериальное

Артериальное давление – это основной показатель состояния гемодинамики человеческого организма. Он определяет степень силы, с которой поток крови оказывает давление на структуру сосудистых стенок.

Формирование АД происходит при помощи нескольких факторов:

  • состояние тонусов сосудов, а именно артериол;
  • степень силы сокращений сердца;
  • реологические показатели крови;
  • на формирование артериального давления оказывает влияние общий объем крови, который циркулирует во всем организме;
  • степень интенсивности движения крови в области капиллярного русла;
  • воздействие на сосуды, которые вызывают сужение и расширение сосудов.

Артериальное давление бывает нескольких видов. В таблице имеются разновидности с кратким описанием.

Вид Описание
Систолическое Оно сопровождается максимальным повышением в период систолы
Диастолическое Оно понижается до низкого уровня при диастоле
Пульсовое Оно является разницей между показателями систолического и диастолического давления. При помощи него можно оценить колебания артериального давления на протяжении полного сердечного цикла
Динамическое среднее Это условная величина. Она является показателем давления в сосудистом русле без его повышения в систолу и понижения в диастолу. Это стабильная работа сердца
Боковое Разновидность давления. С ним кровь оказывает влияние на область сосудистой стенки
Конечное Это давление является суммой потенциальной и кинетической энергии крови, которая проходит по кровеносной системе
Ударное Оно является разницей между боковым и конечным показателем величины

В соответствии с повышением и снижением артериального давления выделяют два состояния:

  • гипертония. Во время этого состояния наблюдается сильное повышение АД, которое может иметь стойкий характер. Если вовремя его не снизить до нормального показателя, то могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. При повышении артериального давления у людей возникают сильные головные боли в затылочной и височной части, головокружения, отдышка, проблемы со сном, снижение работоспособности;
  • гипотония. Диагноз ставится когда у человека наблюдаются показатели артериального давления ниже 89/59 мм. рт. ст. Оно тяжело поддается коррекции и может иметь длительный период лечения. Его можно привести в норму самостоятельно, для этого требуется нормализовать режим дня, улучшить качество питания, увеличить физическую активность.

Внутричерепное

Внутричерепное давление показывает уровень давления внутри черепной коробки, а именно в синусах мозговой оболочки с твердой структурой, в области желудочек головного мозга, в полостях с эпидуральным и субарахноидальным строением.

Поддержание нормальных показателей внутричерепного давления обеспечивается сложными процессами:

  • регулирование церебрального перфузионного давления;
  • поддержание состояния тонуса сосудов в головном мозге;
  • контроль над полным объемом кровотока в головном мозге;
  • контролирование выделения и разрушения цереброспинальной жидкости.

Внутричерепное давление подразделяется на разновидности:

  • гипертензия – повышение давления в черепной коробке. Это может возникнуть из-за патологических процессов – травмы черепно-мозгового характера, опухолевые образования, внутричерепное кровоизлияние;
  • гипотензия. Во время нее отмечается снижение внутричерепного давления. Возникает в результате повреждений с вытеканием цереброспинальной жидкости. Иногда проявляется при передозировке дегидратирующими медикаментами.

Внутриглазное

Внутриглазное давление – это усиление или снижение натиска жидкости глазного яблока на область склеры и роговицы глаза. Обычно ВГД не подвергается сильным изменениям, это обеспечивает формирование нормальных физиологических условий для глазных структур. Повышение или понижение ВГД считается отклонением от нормы, которое впоследствии может нанести серьезный вред зрению.

Внутриглазное давление разделяется на несколько разновидностей:

  • повышенное. При нем развивается глаукома. Это происходит из-за повышенного тонуса в артериолах, нарушения показателей иннервации сосудов глаза, расстройства оттока внутриглазной жидкости, повышенного уровня давления в склеральных венах, наличия анатомических дефектов в строении камер зрительных органов;
  • пониженное. Оно встречается не часто, но представляет серьезную опасность для здоровья. Это состояние провоцируют хирургические вмешательства, повреждения глаза, недоразвитое глазное яблоко, отслойка сетчатки, снижение АД.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Кровеносная система и ее составляющие – это основа организма. Она обеспечивает поддержание жизни и полноценного функционирования внутренних органов. Даже небольшое нарушение может привести к серьезным проблемам во всех системах организма. Важно внимательно следить за работой сердца, сосудов, артерий, это позволит поддерживать в норме кровообращение и давление.

Форма ежемесячного учета выполненной работы

В головном мозге имеются два регулирующих образования — сосудистый и дыхательный центры, расположенные на уровне затылка. В случае гипоксии в организме быстро повышается количество углекислого газа, что приводит к их раздражению.

Сигналы из мозговых центров доставляются в легкие, и возникает одышка (учащенное дыхание). В ответ на одышку усиливается работа сердца. Когда количество углекислого газа выравнивается, сигналы из дыхательного и сосудистого центров прекращаются.

Нагрузка

Месяц, число

и
№ занятия

Сентябрь

ИТОГО

8

1

10

2

13

3

15

4

20

5

22

6

27

7

28

8

Характер

Объем,
мин

План

Выполнение

Интенсивность,
ЧСС
за 10 с

План

Выполнение

Каждое самостоятельное занятие состоит
из 3 частей.

Подготовительная часть(разминка)
делится на две части: общеразвивающую
и специальную. Общеразвивающая часть
состоит из ходьбы (2–3 мин), медленного
бега (6–8 мин), общеразвивающих
гимнастических упражнений на все группы
мышц. Рекомендуется начинать с упражнений
на группы мышц рук и плечевого пояса,
затем переходить на упражнения для
более крупных мышц туловища и заканчивать
упражнениями для ног.

Специальная частьразминки преследует
цель подготовить к основной части
занятия те или иные мышечные группы,
костно-связочный аппарат и обеспечить
нервно-координационную и психологическую
настройку на выполнение запланированных
упражнений. Например, перед выполнением
метания гранаты необходимо проделать
несколько упражнений для рук, плечевого
пояса и туловища, имитирующих метание.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

В основной частиосуществляется
развитие физических и волевых качеств.
Наиболее целесообразно сразу после
разминки выполнить упражнения,
направленные на изучение и совершенствование
техники движений, затем – на развитие
быстроты, силы и в конце основной части
занятия – упражнения на развитие
выносливости, после чего измеряется
ЧСС за 10 с.

В заключительной частивыполняется
медленный бег (3–8 мин), переходящий в
ходьбу (2–6 мин), и упражнения на
расслабление в сочетании с глубоким
дыханием, которые обеспечивают постепенное
снижение тренировочной нагрузки и
приведение организма в сравнительно
спокойное состояние.

Проведение самостоятельных занятий
предусматривает ряд требований:
разносторонняя физическая подготовка
является обязательным условием, так
как она создает фундамент будущих
достижений за счет повышения функциональных
возможностей организма; направленность
занятий выражается в том, что обучение
преобладает над тренировкой;

Количество занятий 2–3 раза в неделю,
но с меньшей напряженностью и длительностью;
недопустима установка на достижение
максимальных результатов без создания
необходимой базы; проведение первых
соревнований возможно в среднем примерно
через год занятий, но в облегченных
условиях и при тщательной подготовке,
с соблюдением возрастных ограничений
при допуске к соревнованиям.

На основании научных исследований, и
учитывая характер энергетического
обеспечения работы организма, можно
выделить 5 основных режимов диапазонов
работы: 1) преимущественное развитие
аэробных(кислородных) процессов и
образования энергии при ЧСС 100–130 уд/мин.
Такой режим применяется на начальных
этапах для лиц слабо подготовленных и
как средство активного отдыха для лиц
с хорошей подготовкой;

2) работа при ЧСС
130–150 уд/мин – зона умеренной интенсивности
со значительной активизацией аэробных
процессов. Основной объем самостоятельных
занятий выполняется в этом режиме; 3)
комплексное развитие аэробных и
анаэробных (бескислородных) процессов
образования энергии при ЧСС – 150–180
уд/мин – это наиболее благоприятные
уровни работы для самостоятельных
занятий лиц с хорошей физической
подготовленностью;

4) направленная на
преимущественное развитие анаэробных
процессов образования энергии с ЧСС
180–190 уд/мин. В этом диапазоне связь
между ростом энергозатрат и ЧСС ввиду
преобладания анаэробных источников
нарушается, поэтому показатели ЧСС в
этом диапазоне не могут быть критерием
интенсивности работы.

Тренирующий
эффект в данном случае достигается за
счет активизациибескислородных
процессов (гликолитических); 5) при
ЧСС 190–200 уд/мин и выше – тренирующий
эффект достигается за счет повышения
энергетических ресурсов в мышцах,
развития способности к работе при низком
содержании кислорода в крови. Работа в
этих режимах характерна для спортсменов
высокого класса, требует врачебного и
тренерского контроля.

Самостоятельные занятия для женщин
строятся на тех же принципах, что и у
мужчин. Однако содержание, планирование
интенсивности и объем имеют некоторые
отличия от принципов подготовки мужчин,
что обусловлено биологическими
особенностями организма женщин.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Меньший средний рост, больший удельный
вес жировой ткани, более длинное туловище
создают менее выгодное соотношение
между мускулатурой и весом тела и требуют
определенных методических приемов.

Вместе с тем женщины более гибкие, чем
мужчины, у них более эластичный связочный
аппарат и способность мышц к растягиванию.

Функциональные способности органов
кровообращения и дыхания у женщин
несколько меньше, чем у мужчин. Меньшие
размеры сердца определяют более низкий
ударный объем и большую частоту его
сокращения. Меньшая жизненная емкость
легких и легочная вентиляция способствуют
повышенной частоте дыхания. Все эти
особенности, а также цикличность
процессов, характерных для женщин,
требуют четкого планирования нагрузок
при самостоятельных занятиях. В основу
такого планирования должны быть положены
строгий индивидуальный подбор и
дозирование физических упражнений.

На первом этапе необходимо укреплять
мышцы брюшного пресса и внутритазовую
мускулатуру. Из основных методов
рационального сочетания нагрузок и
отдыха заслуживают внимания равномерный,
переменный, интервальный и повторный.

Равномерный метод(иначе его называют
методом «постепенного втягивания»)
обеспечивает непрерывное выполнение
упражнений с умеренными скоростями и
интенсивностью, с постоянным увеличением
продолжительности движений. В организме
возникает, так называемое «истинное
устойчивое состояние» потребляемого
и поглощаемого кислорода. Этот метод
наиболее эффективен в занятиях в целях
повышения выносливости.

Непрерывность выполнения упражнений
с меняющейся интенсивностью обеспечивается
переменным методом. Физическая
нагрузка при таком методе повышается
путем определенного увеличения
продолжительности интенсивной работы
и соответствующим уменьшением
продолжительности работы с малой
интенсивностью. Примером может служить
чередование бега на средней и высокой
скорости с медленным бегом.

Возможность переключения с одного
режима занятия на другой позволяет
одновременно совершенствовать и
физические (двигательные) качества, и
технику выполнения отдельных комплексов
движений. Ценность этого метода в том,
что в центральной нервной системе
возникает смена процессов возбуждения
и торможения, обеспечивающая высокую
работоспособность организма.

Повторение одних и тех же упражнений с
достаточно длительным интервалом отдыха
между ними – это и есть «повторный»
метод сочетания нагрузок и отдыха. При
его применении создаются благоприятные
условия для сохранения физических сил
и для приложения необходимых мышечных
усилий при выполнении упражнений.

В
первый период занятий физическую
нагрузку можно увеличивать за счет
увеличения общего объема работы, а
позднее – за счет повышения интенсивности
выполнения упражнений. Длительность
отдыха при этом может несколько
сокращаться. Так достигается адаптация
организма к новым, повышенным нагрузкам
в соответствии с возрастающими
функциональными возможностями
занимающихся. Этот метод наиболее
подходит для развития быстроты, силы,
общей и специальной выносливости.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

При выполнении физических упражнений
может применяться интервальный метод,
который характеризуется четкой дозировкой
продолжительности ускорения – не более
1 мин; выполнением этого ускорения в
диапазоне скорости (около 90% от максимальной
для данного отрезка); точным планированием
продолжительности интервала отдыха от
45 с до 1,5 мин между ускорениями и 4–5 мин
между сериями.

Таким образом, наибольшее
тренировочное воздействие на организм
(в данном случае на сердце) происходит
не в момент интенсивной работы, а в
начале интервала отдыха между ускорениями.
Поэтому точный выбор скорости – важный
фактор в интервальном методе. Этот метод
наиболее сложен, и его применение в
самостоятельных занятиях должно быть
ограничено.

Тема 6 основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Для самостоятельного определения
состояния физической подготовленности
наиболее практичен 12-минутный тест на
дальность пробегания, разработанный
К. Купером (1979). Его суть сводится к тому,
чтобы пробежать в течение 12 мин возможно
большее расстояние. При этом скорость
пробегания не регламентируется.

Таблица 6.2

Степень
подготовленности

Дистанция,
преодоленная за 12 мин, км

мужчины

женщины

Очень плохо

Плохо

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

меньше 1,6

1,6 – 1,9

2,0 – 2,4

2,5 – 2,7

2,8
и больше

меньше 1,5

1,5 -1,84

1,85 – 2,15

2,16 – 2,64

2,65
и больше

В табл. 6.2, рассчитанной на возрастной
диапазон от 17 до 30 лет, показана оценка
физической подготовленности мужчин и
женщин.

Для выполнения этого теста необходимы
секундомер и измеренный участок пути
(лучше всего на стадионе).

Таблица 6.3

Таблица 6.4

Тема 7 самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Таблица 6.2

Врачебный контроль выявляет уровень
здоровья, физическое развитие человека
и влияние на них занятий физической
культурой.

Все студенты, приступающие к занятиям
физической культурой в учебном процессе
по физическому воспитанию, проходят
обязательное врачебное обследование
(первичное, повторное и дополнительное).

Первичное врачебное обследование
обязательно перед началом занятий и
включает в себя анамнез (опрос), наружный
осмотр, оценку физического развития,
функционального состояния организма,
оценку здоровья врачами-специалистами
(хирург, лор и т.п.). После обследования
врач-специалист по физической культуре
дает необходимые рекомендации, допускает
к занятиям физическими упражнениями
или обоснованно указывает на
противопоказания.

К занятиям физической
культурой (с различного рода ограничениями)
может быть допущен практически любой
студент. Врач совместно с преподавателем
в зависимости от уровня здоровья,
физического развития и физической
подготовленности студента определяет,
к какой медицинской группе он относится:
основной, подготовительной или
специальной.

Повторное (ежегодное)врачебное
обследование позволяет составить
представление о динамике физического
развития, функционального состояния
организма, здоровья. Повторные обследования
занимающихся, отнесенных к основной и
подготовительной медицинским группам,
1 раз в год; отнесенных к специальной
медицинской группе – 2 раза в год;
занимающихся в зависимости от особенностей
вида спорта и спортивной квалификации
– 3–4 раза в год.

Кровь и кровообращение. Сердце и сердечно-сосудистая система

Дополнительноеврачебное обследование
проводится после перенесенных заболеваний
и травм или длительных перерывов в
занятиях физическими упражнениями, а
также по направлению преподавателя
физической культуры или по желанию
самого студента.

Спортсмены высокой квалификации проходят
более полный врачебный контроль во
врачебно-физкультурных диспансерах.
Диспансеризация проводится 1–2 раза в
год.

Программа врачебного обследования
включает: общий и спортивный анамнез
занимающихся для получения следующих
сведений: анкетные данные, особенности
физического развития, перенесенные
заболевания и травмы, жилищно-бытовые
условия, режим питания, вредные привычки,
образ жизни, занятия различными формами
физической культуры, наличие спортивных
разрядов и т. д.;

наружный осмотр. С его
помощью оценивается осанка, состояние
кожи, костного скелета и мускулатуры,
дается характеристика телосложения;
антропометрические измерения, с помощью
которых определяется уровень и особенности
физического развития; обследование
нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, органов брюшной полости и др.;
проведения функциональных проб с
дозированной физической нагрузкой.

Врачебный контроль включает анализ
показателей телосложения, физического
развития, функционального состояния
организма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский справочник
Adblock detector